г. Минск, пр-т Победителей, 129
Интернет-магазин
электротехники
Пн-Чт 08:30 - 17:30
Пт 08:30 - 16:30
0
Корзина
0 BYN

Цветовая температура освещения

Подробная информация о цветовой температуре, её связи со светом, особенностях применения.

Как связаны цвет и температура

В энциклопедических источниках такой термин поясняют невразумительно — характеристика хода интенсивности излучения. Предельно упростив, получаем просто оттенок цвета. Сталкиваться с этим феноменом приходится при использовании любых световых приборов. Давно подмечено, что одни из них просто светят, другие создают приятное ощущение, а от третьих откровенно режет глаза.

Цветовую температуру надо подбирать с учетом цели использования светильников. Никакой субъективности тут нет: есть строгие требования, выработанные на основе закономерностей физиологического восприятия. Физический смысл термина связан с длиной волны видимого света. Измеряется показатель в кельвинах (как и обычная температура). Самым холодным считается оранжевый или красный тон, а яркие синие и белые краски считаются предельно горячими. Именно так распределяется свечение разогретого металла по мере усиления нагрева. В светодиодных светильниках прогреваемая вольфрамовая нить не используется, но ощущение, испытываемое людьми, принципиально не отличается.

Особенности цветовой температуры

Значения от 2700 до 3000 кельвин подразумевают комфорт для глаза. Такой свет хорошо подойдет для мест досуга, для спален. Трудный рабочий день сменяется приятным расслаблением при использовании отвечающих этому критерию ламп. На кухнях тоже можно применять такой светильник, гарантируя отсутствие проблем.

Выбор ламп, рассчитанных на 4000–4500 кельвин, позволяет получить холодный белый. Однако не стоит однозначно бояться такого свечения: в коридоре оно позволит увидеть небольшие детали. В затемненных местах, а также вдоль дорог, тротуаров, на садовых дорожках и тропинках, как раз 4000–4500 К станут притягательным выбором. Еще это значение рекомендуют для рабочих мест. Пусть не совсем приятно эмоционально, но зато не будоражит, не отвлекает от исполнения трудовой функции. В школе, а равно и на домашнем столе школьника, подобные показатели вновь проявляют себя хорошо.

Если цветовая температура поднята до 6000–6500 К, можно немного сгладить ощущение жары. Такой подход уместен для субтропических районов или в периоды особенно жаркой погоды. Но эмоциональное восприятие может привести к противоречивым оценкам. Одним кажется, что так выходит ярче, другие ощущают себя словно в морге. Еще светильники увеличенной яркости подойдут для фотостудий, видеосалонов — в их лучах даже малозаметные элементы композиции становятся заметны.

Вид излучателя прямо влияет на индекс цветовых температур. Галогенные и традиционные эдисоновские лампочки физиологичнее остальных, поскольку спектр варьируется от 2700 до 3500 кельвин. Люминесцентный светильник также закроет весь этот диапазон — и может излучать свечение до 6500 К. Внимание: конкретные модели ламп отличаются от общих описаний, и твердой гарантии заранее дать нельзя.

Заметим, что даже при одинаковом спектре излучения на его восприятие влияет еще индекс цветопередачи. Если он менее 80 единиц (маркировка менее 8), то использовать осветительный прибор в домашних условиях никакого смысла нет. Самый привлекательный и спокойный вариант — простой белый свет, сближенный максимально с солнечными лучами.

Теплые оттенки создают непринужденное легкое настроение. Они хороши в комнатах, наполненных:

  • древесиной;
  • текстильными изделиями;
  • антиквариатом;
  • картинами;

Холодные цвета применяются для локальной подсветки рабочих столов и других подобных зон. Они способны обыграть эстетические достоинства зеленых предметов (поверхностей). Но низкая цветовая температура может смотреться скверно в ограниченном пространстве; она лучше воспринимается на обширных просторах. Такое решение подходит для интерьеров в инновационном духе. Гардеробные и ванные комнаты допускается освещать подобным способом вне зависимости от дизайнерского подхода.

Обычно считается, что комбинация разных по спектру источников света в одном помещении недопустима. Однако из этого правила есть несколько актуальных исключений. Разрешено разделение между акцентным и основным освещением, подчеркивание элементов интерьера.

Другой вариант — стеновое зонирование интерьера в кухнях-студиях и офисных комнатах. Лампы с разными характеристиками находятся в обособленных функциональных участках. Пересечение контрастирующих потоков должно быть сведено к минимуму. Объединение теплых и холодных с универсальным белым светом может быть неплохим вариантом. Наконец, отдельные дизайнеры формируют уникальные схемы освещения, определяемые потребностями заказчика — самостоятельно подготовить их нельзя. Холодные лампы применяют для подсвечивания фотографий. Везде, где используется несколько несходных по частоте волн осветительных приборов, нужно их старательно балансировать, избегая «подобия цветомузыки».

Подобрав цветовую температуру, удастся добиться привлекательного итога для конкретной цели. Личные особенности зрения и психологические свойства тоже надо учитывать при отборе. Но существуют объективные параметры, которые изучают в первую очередь.