Назначение и принцип работы теплового реле.
Назначение и принцип работы теплового реле.

Назначение и принцип работы теплового реле.

Во время работы электрического двигателя по сети подается большое напряжение. Иногда слишком большой ток или его скачки могут вызвать короткое замыкание. Именно для таких случаев разработано тепловое реле. Оно защищает мотор, быстро отключая питание. Таким образом, это предотвращает возгорание деталей или выход механизма из строя. Нужно упомянуть, что тепловое реле работает в паре с магнитным пускателем.

Особенности конструкции.

Механизм включает в себя:

- биметаллическую полосу;
- нагревательный элемент;
- провода с пружиной и защелкой.

Основа пластины – металлы, сваренные между собой, у которых разный температурный коэффициент линейного расширения. У одной части он малый и поэтому металл относится к группе пассивных. Соответственно, другой имеет большую долю расширения и считается активным. В процессе нагревания активная часть стремится увеличиться больше пассивной и возникает изгибающий момент.

Действие нагревательного элемента понятно, исходя из названия, он отвечает за нагрев и прогиб биметаллической пластины. Деталь пропускает через себя ток, превышающий номинальный, и один конец пластины опускается и задевает защелку. Она связана с пружинами, которые берут на себя самую ответственную часть. Когда защелка открывается, пружины воздействуют на специальный рычаг. Они толкают его вверх, и он размыкает цепь.


Назначение.

Когда ток протекает через электрическое оборудование, он вырабатывает тепло. Чем дольше вырабатывается ток, тем больше увеличивается его мощность и, соответственно, устройство больше нагревается. При этом у каждого механизма есть своя предельная точка, превышение которой приводит к поломке. По разным причинам напряжение может скакнуть выше номинальной характеристики прибора.

Для таких случаев и придумали тепловое реле, которое защищает аппарат от поломок и разрушений. Если индуцированный температурой ток превышает оптимальные характеристики прибора – реле срабатывает. Оно отключает основной источник питания. Либо с помощью электрической блокировки, либо через механическую. Именно биметаллическая пластина выступает той самой "лакмусовой бумажкой", которая определяет норму тока, проходящего по сети.

Подобнее о принципе работы.

Из чего состоит биметаллическая полоса сказано выше, но напомним еще раз: две разного рода пластины, крепко сваренные между собой. Они сделаны из металла противоположных видов, поэтому нагреваются с разной скоростью. Это провоцирует изгиб полосы и затем в работу вступают контактные провода. Они разрывают цепь, не позволяя току проходить по ней.

Если реле электронное, то "считывать" информацию о мощности тока оно будет через зонд или специальный датчик. Затем, в зависимости от введенных данных, микропроцессор будет определять, когда производить отключение. Сама биметаллическая пластина может нагреваться прямым или косвенным способом. При втором полоса "укутывается" в изолированный слой обмотки, через который и проходит ток. А в первом случае нагревается сама пластина.


Время-токовые характеристики.

От мощности тока нагрузки зависит, насколько быстро сработает механизм. И тут нужно ориентироваться на вид реле защиты, который подбирается в зависимости от характеристик электрического двигателя. Но в любом случае перегрузка начинается, когда через реле начинает проходить ток X мощности, нагревая пластину до определенной X температуры. Чтобы проверить точность указанных на корпусе прибора данных, нужно в тестовом режиме пустить большую нагрузку. Но при подсчете результатов не стоит забывать, исходя из какого состояния (перегретого или холодного) произошло срабатывание реле.

В зависимости от времени токовой перегрузки меняется постоянная времени нагрева. Например, при кратковременном токе большой мощности нагревается только обмотка электрического мотора. Поэтому постоянная нагрева составляет около 5-10 минут. Если перегрузка длительная, то нагреваются все элементы прибора и постоянная увеличивается до 40-60 минут. Тепловые реле логичнее использовать, если время работы механизма переваливает за 30 минут.

Влияние температуры.

Биметаллическая пластина может нагреваться не только от прямого воздействия, но и от температуры окружающей среды. Если последняя растет, то уменьшается ток срабатывания реле. Когда в помещении температура намного больше или меньше номинальной, нужно дополнительно отрегулировать тепловой прибор (плавная регулировка). Или воспользоваться другим вариантом: приобрести нагревательный элемент, который будет учитывать реальный (актуальный) температурный режим. Такой механизм стоит дороже, но обеспечивает точность и избавляет от дополнительных хлопот.

При выборе теплового реле учитывайте этот фактор и выбирайте максимально большую номинальную цифру тока. И конечно, желательно расположить прибор в том же месте, где находится объект для защиты. И ни в коем случае не монтируйте реле в местах концентрирования источников тепла.

    

25.09.2020

Возврат к списку